vineri, 24 februarie 2017

Избирательная система: «Быть или не быть»

Мы являемся свидетелями страстной полемики, которая день за днем набирает обороты. Она разгорается вокруг избирательной системы. Мнения разделились: одни требуют сохранения нынешней ситуации, другие ратуют за внесение изменений. Проблема не проста и далеко не однозначна.
Избирательная система представляет собой механизм, с помощью которого граждане влияют на судьбу государства. В демократическом обществе вопрос «кого мы выбираем?», во многом зависит от вопроса "как мы это делаем?". И в этом важна система. Исходя из наших реалий, становится ясно, что не менее важно получить ответит на вопрос: как оптимизировать механизм, способный влиять на ответственность избираемых нами в межвыборные периоды? Практика показывает, что изменения избирательных систем заканчивается там, где появляется модель устраивающая в определенный момент вовлеченных в процесс изменений. В данном случае Республика Молдова не является исключением.
Во все времена, и особенно в последние годы, вопрос изменения нашей избирательной системы являлся благодатной почвой для образования политических объединений, для создания политических соглашений, для спекуляций и даже шантажа, которым не гнушались политики по отношению друг к другу. Короче говоря, история, связанная с продвижением, утверждением, а затем, отменой смешанной избирательной системы, довольно неприглядна. Но так поступали и продолжают поступать политики в Молдове.
Первыми, кто хотел введения смешанной избирательной системы были руководители ЛДПМ, по инициативе которых до президентских выборов 2008 года был запущен проект прямого голосования и перехода к смешанной системе выборов в парламент. В конце 2011 - начале 2012 года, ДПМ поддерживала голосование по одномандатной системе, но потом выдвинула законопроект о реформировании процесса выборов депутатов путем введения смешанной системы. 19 апреля 2013 года 63 голосами депутатов-демократов, либерал-демократов и либеральных реформаторов, парламент принял в окончательном чтении законопроект об осуществлении смешанной избирательной системы. Таким образом, 51 из 101 депутата должны были избираться по партийным спискам, а еще 50 законодателей - на основе одномандатных избирательных округов. Но всего за две недели либерал-демократы изменили свое мнение и вместе с депутатами-коммунистами, отменили собственное решение о введении смешанной избирательной системы, потому что "она была принята поспешно и нарушает конституционные права граждан избирать и быть избранными".
На самом деле, истинная причина, по-видимому, в другом. 22 апреля 2013 года в ответ на заявление Либеральной партии о изменении некоторых статей Конституции, которые регулируют отставку правительства вследствие вотума недоверия, Конституционный Суд принимает решение, которое предусматривает, что "премьер-министр правительства освобождается от должности вследствие вотума недоверия, по подозрению в коррупции, что несовместимо с дальнейшим исполнением его обязанностей, согласно мандату". Решение суда было нацелено непосредственно на тогдашнего лидера ЛДПМ. Напомним, что в соответствии с решением от 5 марта 2013 года, парламент выразил вотум недоверия правительству Молдовы во главе с премьер-министром Владимиром Филатом. Недоверие парламента было выражено, по подозрению в коррупции и других связанных с данным феноменом нарушениям. Решение было принято 54 голосами депутатов, в том числе 34 - от Коммунистической партии, 15 - от Демократической партии, 3 - от группы социалистов и двух независимых депутатов.
Тем не менее, 10 апреля 2013 года, президент выдвигает Владимира Филата в качестве кандидата на пост премьер-министра. Филата уполномочии составить программу деятельности, поименный список министров и представить их на рассмотрение парламента, однако, уже 19 апреля либерал-демократы проголосовали за смену существующей избирательной системы на смешанную.
Это заставляет нас предположить, что синхронное голосование между ЛДПМ и ДП было обусловлено желанием выдвинуть кандидатуру лидера либерал-демократов на должность главы правительства. Помимо смешанной избирательной системы, депутаты парламента проголосовали тогда и за назначение генерального прокурора, а также за неприкасаемость директора Центра по борьбе с коррупцией. Решение Конституционного Суда от 22 апреля 2013 г. было неожиданным для Влада Филата, прямо заявившего, о его принятии под диктовку руководства ДПМ. В пылу обиде на демократов, депутаты ЛДПМ и депутаты-коммунисты, 3 мая 2013 года, отменили собственный закон о смешанной избирательной системе. Кроме того, тот же состав проголосовал за увеличение избирательного барьера для политических партий с 4% до 6%. В повышении процентного порога был более всех заинтересован Владимир Воронин, который пытался препятствовать распаду ПКРМ и желал таким образом лишить шансов перебежчиков из Коммунистической партии, среди которых был и нынешний президент Молдовы Игорь Додон, войти в парламент. Попытка ввести смешанную избирательную систему в 2013 году не увенчались успехом.
Некоторое время об изменении избирательной системы никто не вспоминал. Тем более, что 2014 был годом выборов, в течение которого, согласно рекомендации Венецианской комиссии, избирательная система не могла быть изменена. Следом пришел 2015, который был отмечен банковским кризисом, длительными и сложными дебатами по поводу назначения, а затем и быстрой отставки двух правительств. Только в первой половине 2016 года, политическая жизнь в стране начала проявлять признаки стабилизации, таким образом на горизонте забрезжила возможность вернуться к переговорам по изменению избирательной системы.
Есть очевидные преимущества, но есть и скрытые недостатки в изменении системы и к рассмотрению их мы еще вернемся. А пока, обратите внимание на ежедневное увеличение накала страстей, связанных с вопросом: сохранить или изменить систему? Заинтересованные стороны все сильнее и увереннее давят на педаль газа, несмотря на то, что рычаг скорости еще не задействован. Пока не задействован!

Перевёл с румынского  Владимир Шатров
(Oпубликовано на сайте Deschide.md, 21.02.2017)

Niciun comentariu:

Trimiteți un comentariu

Teoria „Spirala tăcerii” și basarabenii

  Efectele politice descrise de teoria „Spirala tăcerii”, de obicei, se fac mai bine simțite în alegeri. Dacă politicienii promit și nu se ț...